Новости
01 октября 2014 года
Всероссийский конкурс методических пособий «Растим патриотов России».
Требования к оформлению «Методических пособий»
Методическое пособие. Формат и требования


В соответствии с действующим в Системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу ГОСТ. 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» к учебным изданиям относится 11 видов изданий, в том числе «Учебно-методические издания». Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, содержащее теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), а также материалы по методике самостоятельного изучения данной учебной дисциплины с использованием различных практических форм закрепления знаний.

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.
 Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
 
Требования к методическим пособиям:
• Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
• Ясность и четкость изложения (популярность);
• Ясность структуры;
• Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности;
• Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
• Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.
Структура методического пособия включает:
• Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие
или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано;
• Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости
от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается
в зависимости от замысла автора.
Например:
• Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;
• Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые
или рекомендуемые для успешного решения вопроса;
• Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией
по их выполнению;
• Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.
В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой
к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно
к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.
В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.
В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
 Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.
 Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе-мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например, «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).
Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.
На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.
Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.
На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание,
с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.
Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе.
 Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:
• указывается, чему посвящено данное пособие;
• предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;
• возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).
Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с.
Технические требования к оформлению методического пособия:
• Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере
(А4: 210Х297), формат А 4;
• Интервал между строками – 1или 1,5;
• Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows;
• Шрифт - Times New Roman, кегль 14;
• Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается;
• Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27;
• В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине;
• Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание
их не допускается, точка в конце заголовка не ставится;
• Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца;
• Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью
абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части;
• Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется
с основного текста.
Поля постоянные:
• Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см;
• Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.